На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Protalina

1 667 подписчиков

СЛОВАРЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РИФМЫ, ЧАСТЬ 2-Я

СЛОВАРЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РИФМЫ. ЧАСТЬ 2-Я ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование… и опять кряхтят они: любят ямбы редактора лающиеся. А попробуй в ямб пойди и запихни какое-нибудь слово, например, «млекопитающееся»… (В. Маяковский) Идёт Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает... (А.С. Пушкин) Снег сетями расстилающимися Вьет над днями забывающимися... (Валерий Брюсов) ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь.. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут. ( М.В.Ломоносов) Раз в крещенский вечерок Девушки гадали; За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали... (В.А Жуковский) А вот парадокс: среди таких бедных могут быть и богатые рифмы, если в словах совпадают предударные звуки или слоги: парить - говорить, пастись - запастись, вернуть - завернуть... Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. (Сергей Михалков) ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак: Даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье- колье, ружьё - моё, боа - амплуа… К гласным рифмам также относятся слова «фойе» и «райя». Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов). ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода - провода, полей - тополей, бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу, полам - пополам, лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов. Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови! (А.С. Пушкин) ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА – см. Параллельная рифма (будет в следующих пополнениях Правил). ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый) … Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, (И.А. Крылов) Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гете. (А.С. Пушкин) Наш медик в рот больным без счету капли льет, Однако от того ни капли пользы нет. (М.М. Херасков) Да здравствуют прогулки в полвторого, проселочная лунная дорога, седые и сухие от мороза розы черные коровьего навоза! (А. Вознесенский) ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы: лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем.. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге. Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих… Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов) Запад гаснет в дали бледно-розовой Звёзды небо усеяли чистое, Соловей свищет в роще берёзовой, И травою запахло душистою. (А.К. Толстой) Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная Правда живучая! (Н.А. Некрасов) Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (–ÈÈ), состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями. Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм. ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь». Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. (В. Брюсов) Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – рифма наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения - противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и в словаре объединены: слова "грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." . Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих близких родственных связей. Немало зрю в округе я доброт: Реки твоей струи легки и чисты Студен воздух, но здрав его весь род: Осушены почти уж блата мшисты. (В.К.Тредиаковский) Как растают морозные Голубые снега, Воды вешние, грозные Принимает река. (Владимир Солоухин) Мерзнет девочка в автомате, Прячет в зябкое пальтецо Всё в слезах и губной помаде Перемазанное лицо. (Андрей Вознесенский) Вытянись вся в длину, Во весь рост На полевом стану В обществе звёзд. (Борис Пастернак) Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном... Слова, образующие такие рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в различных рифморядах. Классификация по родственным отношениям. ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью). 1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться. 2. Запад – рапорт. В данной рифме «р» выпадает. Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось… Подробнее см. «Полирифмия». Русской женщины тихая прелесть, И откуда ты силы берёшь? Так с тобой до конца и не спелись Чужеземная мода и ложь. (И. Уткин) ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма. Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо, бьётся - несётся, весть я - поместье… Есть речи - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. (М.Ю. Лермонтов) ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся. В поэзии не применяется. ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо. Было: социализм - восторженное слово! С флагом, с песней становились слева, и сама на головы спускалась слава. Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула. Вместо гор восторга - горе дола. Стало: коммунизм - обычнейшее дело. (В. Маяковский) В блеске зимней ночи тающая, Обрати ко мне твой лик. Ты, снегами тихо веющая, Подари мне лёгкий снег. (А.А. Блок) Когда земное склонит лень, Выходит стенью тени лань С ветвей скользит, белея, лунь, Волну сердито взроет линь. (Н.Н. Асеев) ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении. Скажи - зажим, трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу… Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые и окончательные–открытые. Каждый прогул – Радость врагу. (В. Маяковский) Тихие гитары, стыньте , дрожа: синие гусары под снегом лежат! (Н.Н. Асеев) Я земной шар чуть не весь обошёл, - и жизнь хороша, и жить хорошо. (В. Маяковский) ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА - см. Недостаточная рифма, ( будет в следующих пополнениях Правил) ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма. Преданность – уверенность, бабушка – дубравушка, девочка – времечко, творческий – воинский… Мне легше, чем всем, - я Маяковский. Сижу и ем Кусок конский. (В. Маяковский)

Картина дня

наверх